Всеукраїнський загальнополітичний освітянський тижневик
Персонал Плюс - всеукраїнський тижневик

ПЕРВОБЫТНАЯ ЖИЗНЬ АРАБОВ. ПЕРЕВОРОТ НА ОБРАЗОВАНИЕ НАЦИИ, ПРОИЗВЕДЕННЫЙ МАГОМЕТОМ, И ЗАВОЕВАНИЯ ИХ

На образование арабов произвели глубокое влияние почва и климат страны. Полуостров аравийский представляет слияние двух сильных противоположностей: растительной и губящей сил природы. Безводне, кипящие пески, каменные пустыни, смертоносный ветер самум делают почти три четверти земель его вовсе необитаемыми. Оазы очень редки и своим небольшим пространством земли могли только служить временным убежищем. Берега Красного моря, королевство Йемен, берега Персидского моря удобны для жизни. Главное произведение: ладан, кассия, финиковая пальма, кофе, бальзамовое дерево. Рука завоевателя не могла здесь найти пищи, и только одна торговля в отдаленной древности пролагала незаметный путь через пустынный полуостров. Уже давно находились города: Саака, или Сааба, Мока, Ятреб и, среди пустынь, Мекка.

Жители Аравии отличались резкою особенностью. Они были стройны, худощавы, оливкового цвета, с глазами и волосами угольной черноты. Прерываемая пустынями и необитаемыми местами земля должна была создать рассеянную и бродящую жизнь. Обитатели были двух родов: жители городов в Йемене и вообще в южной Аравии, называемые хадрами, и пустынные, бродящие: бедеви, или бедуины. Арабы жили отдельными племенами под начальством своих шейков, избираемых из благородных фамилий. Иногда несколько шейков с их племенами признавали над собою власть одного независимого эмира. Взаимной связи между ними было мало. Наследственное мщение, под тропическим влиянием климата, достигло высшей степени; брани было часто с ожесточениями, и часто многие племена, боясь мести, удалялись из полуострова. Так населилась арабами часть Сирии, а в Египте Абиссиния. Их отличительныя черты: быстрая воспламеняемость, великодушие, гостеприимство, заглушаемыя мщением и жадностью к корысти, гордость, и чувство независимости, вдохнутое необозримым пространством пустынь, наконец, сильное воображение, может быть, воздвигнутое резкою противоположностью страны.

Религия. Единства религии не было в Аравии. Гонения и нетерпимость были причиною множества изгнанников разных сект, поселившихся в Аравии. Эти изгнанныя религии были: сабеяне, или древние халдеи, почитавшие семь богов, или ангелов, правящих семью планетами, производящими влияние на мир; маги, последователи Зороастра; иудеи, имевшие в некоторых городах свои синагоги, и, наконец, христиане, состоявшие из разных угнетенных сект: марционитов, манихеян, яковитов, несториан и др. Всякий араб следовал своему произволу в принятии веры. В городах и южных плодотворных странах более преобладала идолопоклонническая, в пустынях более духовная. Храм Кааба в Мекке, где находился знаменитый черный камень, был во всеобщем уважении и привлекал толпы поклонников. Надзор над ним был поручен знаменитой фамилии шейков Корейшитов, древних правителей Мекки. Таково было состояние религии народа до Магомета, произведшаго всеобщий переворот и преобразовавшаго всю Аравию в одну нацию.

Магомет был из знаменитой фамилии Корейши-тов (род. в Мекке 571), его дед Гашем был стражем камня Каабы. До 40 лет своего возраста он был беден, путешествовал с чужими караванами. Попеременно обращаясь с христианами, иудеями, магами, находясь то в городах сирийских среди людной греческой жизни, то в раскаленных пустынях Аравии, склонный к мечтательности, он получил идею о преобразовании религии, видя с соболезнованием слабое влияние ее над арабами и раздробление их нации. Он начал проповедовать о единстве Бога, о своем посланничестве на земли, проповедовал им правила, занятыя у христиан, сабеян, магов, иудеев, смешанныя с собственными мечтаниями. Желая сильнее действовать на пламенную, чувственную природу арабов, обещал рай, облеченный всею роскошью восточных красок, и сопровождал все это речами, исполненными энтузиазма, и звучными стихами. Ему верили сначала жена его Кадиша, невольник его Сайт и двоюродный брат его, 15-летний Али, впоследствии Абубекер, один из уважаемых граждан Мекки, наконец,  множество народа.

Все почти Корейшиты вооружились против нововводителя, но Магомет избегнул смерти бегством в Ятреб (Медину), положившим начало магометанской эры. Медина, соперница и неприятельница Мекки, приняла его с восторгом. Последователи возросли. Тогда пророк взял в руки оружие и повел новых почитателей Мослима на не признававшую его Мекку. После многих битв, где Корейшиты употребляли все силы противустать ему, Магомет получил верх. Король Йеменский отдался ему добровольно; многие шейки и эмиры подчинили себя его власти, и Аравия увидела над собою одного повелителя. Пророк умер (на 63 году), но нация осталась после него соединенною силою религии и энтузиазма.

Толпы родственников Магометовых изъявляли притязание занять его ме-сто. Ближе всех был Али, женатый на дочери его, Фатиме, первый из правоверных и самый жаркий его последователь; но множество противников и влияние последней супруги Магомета, Аеши, было причиною, что шейки и эмиры провозгласили мудрого Абубекера калифом, или наместником пророка. Абубекер собрал все мысли и правила Ма-гомета, его стихи, мечтания, видения, записанныя в разное время учениками, в одну книгу, называемую «Коран».

Главныя положения Корана были: Бог един, без всякаго разделения власти; Его министры, исполнители воли — ангелы и небесныя силы; власть Его проявлялась в мире чудесами и видениями; возвестители Его воли на земле — пророки, из которых главнейшие четыре: Авраам, Моисей, Иисус и Магомет, последующий был выше предыдущего. Должно было верить в бессмертие души, в воскресение, последний суд в наказание добрых и злых. Правила, приспособленныя к жизни и климату, полагались для всякаго правовернаго следующия: молитва пять раз на день, милостыня, омовение, обрезание, пост рамадана, воздержание крепких напитков и некоторых мяс. Алкоран состоял из двух частей; к ним после прибавлены сказания и анекдоты о Магомете, составившие третью часть, под именем Сунны; это произвело две секты: принявшие все три назывались суннитами, принявшие только две первыя — шиитами.

Смерть пророка усилила энтузиазм и желание распространить защищаемую им веру. Полководцы Абубекера Абу-Обеидах и Калед, «Божий Меч », всту-пили в Сирию и начали покорение взятием города Бостры. Изнеженность жителей Сирии, занимавшия их секты, прения и партии, измена и малодушие наместников открыли свободное поле их действиям. Абубекер умер; Али опять был отстранен, взошел Омар, также тесть Магомета (634). Калед окончил завоевание Сирии. Дамаск, Антиохия были взяты, Омар вступил во Иерусалим и заложил мечеть. Другой полководец его, Амру, перешел в Африку и осадил Александрию, занятую ожесточенными прениями и партиями. Копты и яковиты, пре-следуемые двором византийским, приняли его сторону. Многочисленное народонаселение, необыкновенные источники богатства и морской силы дали возможность Александрии без помощи императора выдержать 14-месячную осаду, после чего она была взята (640), и весь Египет признал власть калифа. Третий полководец Омара Заид вступил в Персию, разбил войска визиря Рустана, разрушил столицу Ктезифон и основал города Куфу и Бассору. Арабы ниспровергали все идолы, статуи, образа, храмы, разрушили 4000 церквей, взяли 36000 городов и укрепленных мест. После Омара опять был отстранен Али, несмотря на множество приверженцев и провозглашен калифом слабый и престарелый Отман, но фанатизм придавал силу аравитянам. Полководец Абдала продолжал завоевания в западной Африке взятием Триполи; другой эмир, Моавия, из рода Оммиадов, покорил Нубию, овладел частью Архипелажских островов и разрушил колосс Родосский. Покорение Персии продолжалось. Персидский царь Ездежерт должен был бежать из столицы своей Истакара (Персеполя). Персия обратилась в область калифа. Персы приняли исламизм, и арабы, преимущественно партизаны Али, поселились во множестве на персидской почве. Отман был убит. Партия Али сделалась уже слишком сильною и возвела его в звание калифа.  Искание честолюбиваго Моавии и множество противников возобновили старую враж-ду. Али был умерщвлен тайно. Моавия провозглашен был наместником пророка. Мученическая смерть Али и сыновей его, почитаемых за истинно правоверных, произвела множество новых энтузиастов; все шииты приняли сторону Али. Фамилия Али осталась в сильном уважении: многие искали родства с ними, чтобы иметь право на уважение и на престол. Зеленый цвет был отличительным их девизом.

Моавия начал собою ряд калифов Оммиадских и перенес сталицу из пустынной Аравии в Дамаск: отселе начало перехода арабов к новой гражданственности. На новой почве, под новым небом, Моавия уже начал оставлять суровую жизнь прежних калифов. Доселе калифы даже среди цветущих покоренных стран сохраняли простые обычаи: калиф на расходы получал всего пять золотых монет, хотя все родственники Магометовы получали на содержание большия суммы; остаток доходов раздавал он добродетельнейшим людям в государстве и нищим. Власть калифа была велика, потому что соединяла в себе власть религиозную и светскую: калиф был папа и государь вместе. Власть его не была ограничена ни национальными собраниями, ни влиянием дворянства, ни привилегиями духовенства, ни конституциями вольных городов. Несмот-ря на разбросанность владений арабов и отдаленность эмиров, строгое исполнение законов Корана давало единство далеко раскинутому государству и утверждало верховность калифа. Арабы, принявши во владение земли восточной империи, означили их совершенным преобразованием, разрушением многих старых городов и постройкою новых в аравийском вкусе. Все туземцы платили арабам только десятую долю своих доходов. Внутреннее правление в городах, законы, обычаи и религия остались неприкосновенными; гонение арабов было только против жидов. Просвещение покоренных провинций произвело глубое впечатление на победителей, и они мало-помалу входили в жизнь подданных прежней греческой империи и начали узнавать язык и обычаи их. Моавия в начале царствования должен был бороться с партией Али: между тем, в Африке взят был Карфаген, и эмир Акбах, доходивший до Атлантическаго океана, построил Каироан, оставшийся метрополией западной Африки. Корабли арабов подступали под Константинополь, но были отражены. При калифе Вали-де Муза окончил покорение Африки; посланный от него наместник Тарик покорил Испанию, и только мужество Карла Мартела остановило разлитие арабскаго владычества в западной Европе. Между тем, покорения продолжались на востоке: эмир Котаиб прошел Транзоксиану, оттуда в Туркестан и установил резиденцию свою в Самарканде, в соседстве владений императора китайскаго; Казим, наместник Котаиба, вторгнулся в Индию и овладел правым берегом реки Инда. В Малой Азии арабы встречали более сопротивления, и покорение ее было медленно от гористых местоположений и мужественных жителей; однако-ж, арабы остались обладателями горы Тавра и части Армении, соседственной с Кавказом. Все покушения против Константинополя были тщетны, и сильный многочисленный флот калифа Солимана был совершенно разбит греческим огнем и храбростью Леона Изаврянина. Царственный дом Оммиадов был ненавидим и почитаем за похитителей калифскаго престола; кроме партии Али, усилилась еще партия Аббассидов, приверженная к поколению Аббаса, одного из дядей пророка. Притязания Аббассидов на престол произвели внутреннюю борьбу между черными и белыми, т. е., между Аббассидами и Оммиадами, кончившиеся совершенным истреблением Оммиадов. Только один из них, Абдерам, убежал в Африку, сыскал там себе приверженцев и, пользуясь раздорами испанских арабов, утвердил там свою власть, отделив это государство вовсе от калифата. Дом Оммиадов, продолжавшийся 90 лет, окончился убиением 14-го калифа Мервана II. Аббу-Аббас-Абдалах-Эль-Сафах начал ряд калифов Аббассидов. Последовавший ему брат его Абу-Джафар-Ал-Манзор построил Багдад и перенес туда столицу свою из Дамаска, обширнаго своего калифата, и влиянием своим сильно двинул гражданственное развитие арабов.

вгору

© «ПЕРСОНАЛ ПЛЮС». Усі права застережено.

Передрук матеріалів тільки за згодою редакції.
При розміщенні матеріалів в Інтернет обов’язкове посилання на сайт видання. Погляди авторів можуть незбігатися з позицією редакції

З усіх питань звертайтеся, будь ласка, gazetapplus@gmail.com